Школьные трудности
В зимнее время мы продолжали
тимуровскую работу, ходили в госпиталь, работали на фермах, но основным делом
были занятия в школе. За партой мы забывали о войне, но и здесь она оставляла
свои следы. На четверых учащихся выдавали один учебник, совсем не было
тетрадей, и писали на плакатах и газетах.
Помню такой эпизод. Папа принес нам
по две тетради в 48 листов в клетку и линейку. Когда я принесла их в класс и
одну положила на край парты, а на другой стала писать, то взоры многих учеников
с большой завистью были устремлены на эти тетради.
Прозвенел звонок, к парте подошел
Вася Кудряшов. Это был очень высокий, сильный и озорной юноша. Все его очень
боялись.
Взяв с края парты тетрадь, Вася
посмотрел, сколько она стоила и, обращаясь ко мне, произнес: "Завтра я
принесу тебе за тетрадь деньги".
Класс затих, даже учительница
застыла у стола. Несколько секунд я пребывала в шоке, а затем, резко
повернувшись к собеседнику, отчетливо произнесла: "Вася! Не приноси мне
деньги, я ее не покупала". И решительно, взяв вторую тетрадь, разогнула
скрепку и раздала листочки всем девочкам. Вася тоже проделал со второй
тетрадью, наделив листочками мальчиков. "Поверьте, из вас вырастут хорошие
люди!" - обратилась с этими словами ко всему классу наша учительница.
Я искренне переживала, что дома
меня будут ругать за тетради. Но дома меня никто из взрослых не ругал, а
наоборот порадовались моему поступку.
С тетрадями произошел еще один и
такой казус. Катаясь на санях с горы, я сильно повредила руку и забинтованная
лежала дома. После занятий в школе ко мне всегда приходила Валя Скурлатова. Ее
отец был военкомом. Однажды она предложила написать письмо тов. Сталину и
рассказать ему о нашей жизни. Идея мне понравилась. Нам с Валей казалось, что
мы написали хорошее письмо, где рассказали о нашей помощи в уборке урожая, об
уходе за ранеными в госпитале, и прочих текущих делах. В письме, мы посетовали
только на одно, что не хватает книг и тетрадей, как попадет книга мальчикам,
так они долго нам ее не дают. И в конце письма попросили тов. Сталина о
единственном: помочь хлебушком шести семьям, указав их по фамилии, так как эти
семьи от голода скоро начнут пухнуть. Вложив письмо, написанное на двух листах
в конверт, мы написали на нем "Москва. Кремль. Лично Иосифу Виссарионовичу
Сталину" от пионерок и поставили с одноклассницей свои имена.
Через два дня Валю вызвал директор
школы и пожурил ее за то, что своим письмом мы беспокоим тов. Сталина, который
занят и так важными делами. Заканчивая беседу с ученицей школы, директор
убедительно просил ее никому об этом письме не рассказывать.
А вечером этого же дня со мной
разговаривал мой папа. Он был встревожен и раздосадовано с горечью сказал мне:
"Я думал, что ты у меня умнее. Хорошо, что письмо задержали у нас на почте
и переправили в РОНО. Нас с отцом Вали вызывали для беседы. Ведь вы могли бы нас
в тюрьму засадить, дурьи головы! Да еще уйму ошибок там наворочали. Ты
понимаешь хоть, умница, что могло быть?" А потом я слышала, как он
рассказывал взрослым. В ходе беседы заведующий РОНО сказал моему отцу: "Вы
понимаете, чем могло это кончиться для двух руководителей района!? Ведь это
идет из семей. Наверное, это обсуждалось дома у каждого из вас. Прошу вас!
Чтобы ни кот, ни кошка не узнали об этом".
В седьмом классе мы пошли учиться в
среднюю школу. Нас осталось только восемь человек из пятидесяти одноклассников.
Коллектив 7 "А" класса, в котором я стала учиться, был дружным,
шаловливым. Мы были счастливы, что обрели хороших учителей и новых друзей!
Наконец-то, будет настоящая учеба! За 5 и 6 класс мы не знали своих отметок, не
выдавали нам табеля. Мы жили надеждой, что при появлении стабильности у нас все
будет иначе, мы наверстаем упущенное.
Но и в этой большой школе было
много проблем. Учебников было мало, поэтому учителя старались пользоваться
только одним методом преподавания - методом рассказа. Отвечая урок, мы
вспоминали рассказ учителя. А уж если попала книга в руки, мы с радостью
прочитывали параграфы даже те, которые нам еще не объясняли. Многие ученики
отвечать урок не выходили к столу учителя, да и сам учитель старался задать
вопрос, и был доволен, получив правильный ответ с места. К концу четверти мы
стали волноваться за своих товарищей, которые не имели оценок в классном
журнале. Так было с моей подругой Раей Корытциной. Мы всячески умудрялись
подсказывать ей, когда она отвечала с места. Лишь бы ей поставили оценку
"посредственно".
Однажды за один день Рая получила
четыре оценки "пос." и вышла в успевающие, но после окончания 7
класса моя подруга ушла из школы и продолжила свою учебу в ремесленном училище.
Работая учителем, я много раз задавала
себе один и тот же вопрос: "Почему учителя прощали нам плохое поведение,
дерзости и делали всякие снисхождения?" Думаю, что они понимали и жалели
искренне нас за то, что мы были лишены счастливого детства, испытывали голод,
лишения отцов, которые сражались на фронте, а у некоторых отцы уже погибли.
Условия для учебы были плохие. Мы сидели в классе в верхней одежде, в головном
уборе, даже учителя ходили так же, только без головного убора. Книг не хватало,
тетрадей совсем не было, чернила мерзли. Выла почти сплошная завшивленность.
Мальчиков стригли наголо, а девочкам так трудно было расставаться со своей
прекрасной косой. Каждый день перед началом урока проводился санитарный осмотр.
Теперь-то мне понятно, почему учителя прощали нам дерзости, шалости. А мы так
часто обижали учителей, не осознавая меру ответственности за свои поступки!
Идет урок немецкого языка. Весь
класс чем только ни занимается: девочки на последних партах обвязывают носовые
платочки, мальчики играют в карты, кто-то читает книгу, некоторые, повернувшись
спиной к учителю, разговаривают с одноклассниками. Стоит сплошной гул в классе.
Только три человека работают: это наш учитель, очень образованный человек,
Михаил Евгеньевич, Рая Лагвликина и Виталий Фомин. Отдельные ученики следят за
переводом текста, записывая его между строчек учебника.
В одном из классов был такой
случай, ставший школьным анекдотом. Михаил Евгеньевич прерывает
"переводчика" (так мы звали тех, кто переводил текст), и попросил
одну ученицу продолжить чтение. Поднявшись из-за парты, ученица толкает в спину
впереди сидящую одноклассницу и говорит: "Лидка! Подскажи!" А Лидка
подставила ладонь ко рту, произносит: "Лист выдран". Не задумываясь,
за ней повторяет отвечающая ученица: "Ист выдра". Учитель продолжил
диалог в тон услышанному: "И есть ты выдра?!" Позже смех стоял до
конца урока, а в перемену этот свежий анекдот облетел всю школу.
На уроке географии мы поочередно
садились на парту перед любимым нашим учителем Егором Филипповичем. И вот для
двоих он объясняет материал, а все остальные занимаются, чем хотят. Сидящие за
первой партой ученики должны еще и отвлечь учителя своими уточняющими вопросами
по теме урока. Егор Филиппович был высокообразованным человеком, нами любимый.
По нашей просьбе он так красиво пел песню "Однозвучно звенит
колокольчик". Был руководителем школьного хора.
В этот день на уроке мы изучали
планеты нашей вселенной. Затем учитель попросил мою соседку назвать планеты еще
раз, чтобы закрепить материал для учеников. Моя одноклассница встала, водит
пальчиком по парте и молчит. Егор Филиппович перечисляя, подсказывает ученице:
"Марс, Юпитер, Нептун". Ученица молчит... Он еще раз повторил:
"Марс, Юпитер, Нептун". И при полной тишине, моя одноклассница
выпаливает, в рифму сказанному учителем: "Да Болтун". Напряженная
тишина в классе. Глупость сказанного поняли все, в том числе и моя
одноклассница. Слезы раскаяния брызнули из ее глаз. А Егор Филиппович посмотрел
на плачущую ученицу и стал ходить по классу от окна до двери... И так он ходил
до конца урока при полной тишине. Нам всем было стыдно перед учителем за этот
поступок и обидно. Девочка потом извинилась, но в памяти этот эпизод так и
отпечатался.
Моя цепкая память хранит еще один
эпизод о неблаговидном поступке одной ученицы... Вечером мы катались с горки на
санках. Вдруг видим, что наша молодая учительница по математике везет на санках
хворост из леса. Среди нас в это время находилась девочка оставленная на второй
год обучения этой молодой учительницей. Второгодница, увидев нашу учительницу
по математике, подошла к ней и, обругав нехорошими словами, со злостью
перевернула санки с хворостом. Нас, стоящих рядом, пробил пот, и краска стыда
бросилась нам на лица от увиденного и услышанного. Последствия этого инцидента
для обеих были грустными: ученица в школу не пришла, а учительница, проболев
целую неделю, и отработав до конца учебного года в нашей школе, перевелась на
работу в другой район области. Нам очень хотелось случившееся загладить, и раза
четыре привозили мы дрова своей математичке. Тайком сваливали дрова у крыльца.
Эти примеры я привела потому, чтобы
подчеркнуть еще раз всю сложность нашей жизни и душевную детскую
неудовлетворенность, которую я не раз упоминала. Много было пропусков из-за
болезней, из-за ветхой одежды. Дрова привозили старшеклассники. Вместе с
классными руководителями на машине выезжали в лес с пилами, топорами. Валили
деревья, там же их пилили, нагрузив машину, возвращались домой. Ездили на
заготовку дров по очередности классов, но и этих дров не хватало. Учителей мы
уважали, но не боялись. Боялись мы только одного человека в школе - директора
школы Дмитрия Потаповича. Во время перемен в длинном коридоре школы шум,
свалки, крики, смех и иногда драки. Надо было согреться до урока. Но только
стоило показаться в конце школьного коридора Дмитрию Потаповичу, мы все
замирали, вставали вдоль стен на вытяжку. В своем зимнем суконном пальто, в
высокой папахе он шел между наших застывших рядов из учеников и на наши тихие
приветствия, поворачиваясь направо и налево, говорил одно слово: "Здравствуйте!"
Февраль 1942 года. Этот месяц
запомнился всем свирепо леденящими метелями. Каждая ветка, каждый провод - все,
что может заиндеветь в белоснежной неправдоподобной красоте.
К беде, которая пришла чуть ли не в
каждый дом, добавились еще две: не получая достаточного питания, многие люди
еле передвигались неуверенными шагами. Холод стоял в домах. Ослабевшие люди не
смогли заготовить себе дрова и чтобы протопиться, жгли в печках все, что могло
гореть.
Наша школа была деревянная,
одноэтажная, построенная перед войной. Классы были расположены по одну сторону
от коридора, длинного и узкого. Классы выходили на восток. Только один класс
был в торце. В нем-то мы и учились в 7 классе. Это был самый холодный класс,
поэтому в морозные дни нас переводили в другие седьмые классы. Конечно, нам это
не нравилось. И вот мы решили сообща выразить протест. Пришел один учитель и
просил перейти в 7 "В" класс, но мы не пошли. Пришла классный
руководитель, и мы вновь отказались переходить в соседний класс. И вот кто-то
из ребят сказал: "Сейчас придет "Потапыч". Так звали мы своего
директора. Чуть не хором все закричали: "Не пойдем! Не пойдем!" В это
время Аникин вскочил на крышку первой парты и, вытянув руку в сторону двери,
начал повторять, как речевку: "А он скажет: "Выйди вон! Выйди
вон!" Увлекшись духом забастовки, мы долго скандировали, причем стуча
крышками парт. И вдруг дверь открывается, появляется папаха директора, и только
одна фраза прозвучала из его уст: "Чаркина! Что здесь происходит?" Но
в классе уже никого не было. Испарившись, исчезли все в секунду. Осталась одна
Чаркина Тоня, которая в классе была старостой. Очень энергичная, боевая, умная
девочка и пользовалась уважением со стороны одноклассников. Чуткий, отзывчивый
товарищ. Такой она осталась и до сих пор.
Началась новая весна 1942 года. На
год мы стали старше. Был уже приобретен свой опыт в физической работе не по
нашим детским годам. Мы испытывали радость за успехи наших войск на фронте,
героические подвиги молодежи воодушевляли нас на новые дела. К началу полевых работ
каждый школьник принес в школу по 2 кг картофельных верхушек, так как
посадочного картофеля не хватало в колхозах и совхозах. Каждая семья получила
задание принести по 1 кг сушеного картофеля, засыпали в посылочные ящики для
отправки на фронт. Нам уже доверяли ответственные посты. Мы вывозили на поля
навоз, сеяли зерновые, сажали картофель, задерживали снег.